USPA Canopy Piloting Proficiency Card
Блог

Что такое свал?

Если посмотреть на задания по пилотированию от USPA (USPA Canopy Piloting Proficiency Card – с 1.01.2012 обязательный курс начального пилотирования в USPA, и является обязательным для получения сертификата парашютиста класса В) то можно заметить, что большинство маневров в заданиях связаны с полетом купола на малой скорости. И очень часто, парашютисты проходя Canopy Piloting Proficiency Card спрашивают, “Зачем мне нужно делать свал? Как мне это пригодиться на практике?” Знания про свал и медленный полет помогут не только подготовить Вас к лучшему приземлению парашюта, но и дадут понимание, насколько универсальным может быть Ваш купол.

Медленный полет для большинства парашютистов некомфортен, потому, что они связывают низкую скорость полета, со снижением контроля над куполом. Это потому, что само слово “свал” часто понимается неправильно. Свал-это аэродинамическое явление; оно не означает, что парашют перестал работать. Парашют-это мягкое крыло, и пилот может его ввести в свал при любой скорости потока и под любым углом атаки.

Только ли форма задней кромки служит сигналом того, что наступил свал? Когда задняя кромка будет достаточно искажена чтобы наступил свал? Парашютисты вводят купол в свал чрезмерно натягивая задние свободные концы или клеванты, однако это разные виды свала, и разное поведение купола.

Умея распознавать признаки сваливания Вашего парашюта Вы сможете избежать или противодействовать свалу когда это необходимо. Это особенно важно на низких высотах. Умение чувствовать свал, дают пилоту возможность контролировать купол в сложных условиях приземления, например, когда необходимо приземлиться на ограниченную площадку, в узком месте на заднем дворе здания, и при этом, избежать свала при высоком угле атаки на заходе. Также умение летать на малых скоростях научит Вас эффективно делать подушку в безветренную погоду, давая Вам уверенность, что у Вас она идеальная! Кроме того, навыки пользования маневрами при свале, добавят опыта в пилотировании, уверенности и удовольствия от процесса!

Это может показаться странным, но Вы так-же можете использовать знания про свал, чтобы предвидеть скорость снижения Вашего купола во время низко скоростных отказов. В ситуациях где купол не полностью наполнен, скорость снижения под ним может быть очень похожа на поведение парашюта при свале. Во время тренировок со свалом обратите внимание: Сколько я теряю высоты и за какое время? Как быстро я приближаюсь к высоте принятия решения? Сколько времени мне придется решать потенциальную проблему?

Особенности тренировок

Начинающие парашютисты, как правило, не знакомы с медленными полетами, и во время самого свала их полностью изучить и освоить сразу не получиться. На самом деле это не сложно и безопасно при выполнении правил.

Во-первых, всегда нужно обсуждать с инструктором любые маневры которые Вы планируете выполнять. Всегда выполнять маневры со свалом на большой высоты (выше высоты принятия решения). Всегда иметь безопасную возможность освободить воздушное пространство. Уметь отвисаться когда это возможно, чтобы другие парашютисты снизились и не мешали Вам. После открытия всегда проверять парашют на работоспособность, проверять высоту и положение относительно площадки приземления. Если все выполнено, можно тренировать низко скоростной полет и свал согласно заданиям из Canopy Piloting Proficiency Card. Чтобы немного Вас успокоить перед началом тренировок и добавить уверенности, помните, что нагрузки и последствия для Вашего парашюта от тренировок по свалу, как правило, меньше, чем он испытывает во время раскрытия.

Описание свала

Поведение и признаки сваливания изменяются в зависимости от конструкции купола. Однако, есть несколько способов когда сваливание неизбежно. Первым признаком свала является изменение в управлении, Ваши клеванты или задние свободные концы легко тянуться и менее чувствительны. Также Вы можете почувствовать небольшую болтанку в подвеске. Обнаружение начала сваливания и внесения соответствующих корректировок в управление является приоритетным. При должной подготовке и анализе типов свала, пилот купола сможет восстановить парашют при первых его признаках. Но если умышленно или из-за недостатка опыта оставлять купол в режимах свала то дальнейшее его восстановление будет выполнить сложнее.

Существует несколько типов свала:

Динамический свал: Это можно наблюдать на приземлении, купол выполняет динамичный крен по тангажу, задирая «нос» вверх. Парашютист удерживает клеванты внизу, и в этот момент, его тело как на качелях начинает уходить вперед.

Статический свал (или просто “свал” или “нарастающий свал”): Парашютист может выполнить его клевантами или задними свободными концами, затянув их ниже среднего режима, и практически остановив купол. Свал возникает, когда нос парашюта задран слишком высоко по отношению к набегающему потоку (т. е. достиг критического угла атаки). Крыло уже не способно создавать поток по верхней оболочке купола.

Глубокий свал (так называемый “обратный полет”): Можно выполнить клевантами или задними свободными концами глубоко затянув их. Он возникает, когда задняя кромка крыла натягивается ниже уровня носа. Как это сделано с помощью клевант можете видеть на фото, парашют становиться похож «бабочку» складываясь пополам, стоит заметить, что такой маневр не рекомендуется на некоторых моделях парашютов, так что перед выполнением стоит проконсультироваться с производителем.

Имейте в виду, что свал не зависит от скорости полета. Это означает, что парашют не застрахован от свала на больших скоростях полета. Когда форма купола значительно деформирована, то свал может наступить независимо от того, как быстро Вы летите под ним (простой пример попадание в турбулентность). Инструкция для парашютистов такие ситуации формулирует как “высокоскоростной свал.” Чаще всего его можно наблюдать на соревнованиях по пилотированию. Если пилот при заходе слишком резко и слишком сильно тянет задние свободные концы, чтобы избежать «купания», крыло может сваливаться.

Начинать обучение низкоскоростным полетам лучше на парашютах с небольшой загрузкой, близкой к студенческой. Во время выполнения этих маневров, Вы заметите как уменьшается шум воздуха, который вас обтекает. Старайтесь замечать какова была Ваша минимальная контролируемая скорость? Используйте все Ваши чувства—не только глаза—мысленно прокручивайте в голове Ваши тренировки и маневры.

Повышение квалификации.

Важно понять факторы, которые способствуют появлению свала. Ваша летная практика низко скоростного пилотирования должна быть предшественником в обучении работе с режимом свала. При входе в свал, парашютист не возвращается в свободное падение, не оценивайте это как конечную ситуацию, а просто отнеситесь как к другому режиму полета купола. Просто так получилось, что купол не создает столько подъемной силы как раньше, и Ваша скорость снижения увеличилась. Цель состоит в том, чтобы поддерживать работоспособность крыла и направление полета и контролировать свал. Другими словами, не позволяйте свалу перевести Вас в вертикальное снижение. Это будет та точка при которой купол еще сохраняет работоспособность.

Так же как студент АФФ должен продемонстрировать самостоятельный выход из нестабильного падения, опытный пилот купола должен быть в состоянии эффективно выполнить выход из режима свала. Цель проста — после того, как пилот несколько секунд удерживает купол в режиме свала, нужно сохраняя работоспособность крыла, и удерживая направление снова полететь вперед, без рывков и раскачивания. Это выполняется медленным и плавным возвращением элементов управления (СК или клевант) в верхнее или среднее положение.

НА первый взгляд кажется не логичным медленно возвращать купол в верхний режим, думая отпустив резко быстрее выйти из свала, На самом деле при плавном выходе Вы избегаете раскачивания купола (нырка) и меньше теряете высоты, это особенно важно когда Вы попали в такую ситуацию перед приземлением. Это отличная тренировка на восстановление купола. Старайтесь при этом следить сколько высоты Вы теряете с начала восстановления. Если Вы плохо выполняете выход из режима свала, купол будет резко уходить вперед, а натяжение на стропах будет ослабевать. Это означает, что на это мгновение Вы теряете контроль над куполом. Если при этом Вы будете выполнять выход из свала несимметрично, купол будет подвержен уходам в стороны или разворотам и Вы не сможете его контролировать в этой ситуации. Со временем Ваши восстановления парашюта станут плавными и контролируемыми. Наработав такие навыки на тренировках, Вы не отпустите интуитивно купол в нырок, или поворот при приземлении, подвергая себя опасности.

Имейте в виду, что давление в куполе резко увеличивается при движении против ветра и порывах, соответственно нагрузка на стропы управления возрастает. Поэтому при тренировках когда есть порывы ветра старайтесь мягко компенсировать изменение нагрузки. Максимально точный контроль усилия позволит легко восстанавливать купол после свала.

Также нужно отметить, что парашюты с большим удлинением будут более требовательны к качеству контроля при выходе из свала. Поэтому на начальном этапе, лучше тренировать выход из свала на куполах с меньшим удлинением и невысокой загрузкой, в не турбулентном воздухе. Большинство семи секционных парашютов попадают в эту категорию.

Клеванты или задние СК.

Клеванты воздействуют только на ограниченный участок задней кромки купола, в то время как задние свободные концы воздействуют на всю заднюю половину купола, через группы строп C и D. Поэтому чтобы начался свал СК хватает затянуть на меньшую глубину нежели клеванты, потому что вы воздействуете на большую площадь задней части парашюта. Поэтому затягивая задние СК свал наступает более резко чем при использовании клевант, но отпуская СК и восстановление после свала происходит быстрее и легче. Именно по этой причине тренировки на высоте с режимом свала рекомендуется начинать с задних СК, и после их освоения переходить к тренировкам на клевантах.

Посадка на задних свободных концах.

Подавляющее большинство парашютистов производят приземление своего купола с помощью клевант. Но те кто выполняют высокоскоростные приземления делают это в основном на задних СК включая клеванты в самый последний момент для полной остановки купола, или же не используя клеванты совсем. Приземление на задних СК несмотря на выглядящую простоту очень непростая задача и филигранное мастерство управления куполом. Продвижение к такой технике приземления должно быть систематичным и продуманным, это не достигается за 10-20 прыжков, это длительная монотонная работа по оттачиванию навыков иногда на это уходит не одна сотня прыжков или более. Как уже говорилось ранее, пилот искажает крыло, резко воздействуя на элементы управления. Несимметричные вводы, резкое управление или управление с опозданием могут приводить к уходу купола с линии приземления, свалу, поздней подушке, что чревато падениями и травмами. Учитывая, что диапазон управления СК небольшой понадобиться много тренировок на большей высоте, а также готовность отказаться от приземления на СК, заканчивая подушку клевантами.

Понимание, когда ваш парашют наиболее подвержен свалу, определяя своевременно признаки свала, позволит вам избежать нештатных ситуаций и укрепит ваши навыки пилотирования. Если вы будете торопить события, не контролировать купол при выходе из свала, или выполнять выход не по направлению, или с вращением это не позволит вам полноценно овладеть данными навыками. Только через правильное и систематичное обучение и практику, вы интуитивно научитесь применять приемы выхода из режима сваливания при первых его признаках. Дорогу осилит идущий, безопасных Вам тренировок!

“Основы полета” AXIS Flight School’s ежемесячная рубрика в журнале Parachutist, Также тема низкоскоростных полетов и свала оговаривается в других статьях рубрики: “Toggle Stalls” (July 2011), “Rear-Riser Stalls” (November 2012) and “Braked Canopy Flight” (July 2015) на parachutistonline.com.

Niklas Daniel, D-28906, и Brianne Thompson, D-30035, являются основателями AXIS Flight School, расположенной на Skydive Arizona, Eloy. AXIS Flight School специализируются на инструктажах по пилотированию для парашютистов которые недавно получили лицензию категории А и на постоянной основе проводят курсы по пилотированию на Skydive Arizona для получения лицензии категории В (USPA Canopy Piloting Proficiency Card). Больше информации о AXIS на axisflightschool.com.

Об авторах: